Небольшое воспоминание о Святой Горе часть 2.

IMAG1673

Маршрутка тронулась, мы едем в Ватопед, в голове сразу возникают несколько ассоциаций с этой прославленной обителью – это пояс Пресвятой Богородицы и чудотворные иконы Богородицы Всецарица и Отрада и Утешение. «Всецарица» – это икона XVII века. Находится в левом киоте главного собора монастыря. Икона особенно помогает страдающим онкологическими заболеваниями, я был свидетелем таких молитв и слез, когда служил в больничном храме и посещал отделение гематологии. И когда я стоял перед этим образом Пречистой, в один миг передо мной пронеслись лица этих людей, находившихся на грани жизни и смерти. Немного из истории образа «Отрада и Утешение» – это фреска XIV века, изначально находилась в притворе, а позже была перенесена в киот одноименной часовни. Согласно преданию монастыря, некий игумен однажды услышал голос от иконы: «Сегодня не открывайте ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните их». Повернувшись, игумен увидел, как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря: «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре». Однако Богородица для того, чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула руку Богомладенца, чтобы освободить свои уста, и в этом движении икона пребывает до сего дня. Монахи сразу же побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами. В благодарность за спасение каждую пятницу перед иконой совершается Божественная Литургия.  Но на самом деле Ватопед, богат не только реликвиями, а и своими прославленными насельниками.

0_75292_be4819e9_XL art1857221_5997948_5357454

Перед въездом на территорию монастыря, находится своеобразный форпост с будкой, шлагбаумом и строгим на вид монахом, который тщательно сопоставлял списки паломников в маршрутке со своим списком, в котором были записаны имена и фамилии тех, кому Ватопедский монастырь дал демонтирион на посещение Афона, и тем самым разрешил ночёвку в стенах своей обители.

Подъехали к монастырю, перед входом в обитель расположен колодец со вкуснейшей водой, испив святой воды, входим в монастырский двор, перед нами располагается главный храм обители и высокая колокольня.

IMAG1647_BURST002 IMAG1650 IMAG1652 IMAG1655

Главный собор монастыря освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и был построен в Х столетии. Его самые старые фрески восходят к XIV в. Ватопед имеет 12 храмов внутри и 19 – вне территории, пять из которых пристроены к собору. Колокольня монастыря относится к 1427 г. и считается самой древней на Святой Горе. Кто-то из наших спутников идет устраиваться на ночлег в архондарик (монастырская гостиница), а мы, обойдя храм, идем к могилке почитаемого старца Иосифа Ватопедского, фотография которого облетела не один сайт. На ней изображен лежащий во гробе почивший старец Иосиф с улыбкой на лице, фотографию назвали «улыбка из вечности».

gheronda-iosif-adormit

В 1743-1759 годах в Ватопеде существовала знаменитая Афонская академия. Библиотека монастыря одна из богатейших на Афоне и содержит приблизительно 2000 рукописей и более 35 000 печатных книг.

Направляемся к храму и ждем иеромонаха, который должен открыть храм и изнести для поклонения святыни обители. Отец Ириней очень благовидный и радушный человек, немного изъясняясь на русском, рассказал о священных реликвиях их обители. О поясе Божией Матери, о главе Иоанна Златоуста у которой остается нетленным ухо,

ioan

об иконах Богородицы «Всецарица» и «Отрада и Утешение».

Приложившись к святыням каждый стоя на коленях, молился о своем. Это немного напоминает короткое свидание с очень любимым и дорогим твоему сердцу человеком, хочется многое сказать, о многом попросить, но и, просто помолчать, даже мысленно; предстоять перед этой величиной и ничего не говорить, чтобы лишним словом или лукавым помыслом не отогнать от себя Благодать Божию. Подали записки о здравии своих родных и близких сердцу людях. Нужно ехать дальше, т.к. ночлег мы запланировали в Ивероне, и нас уже ждал бусик. Попрощались с отцом Иринеем, забежали на пять минут в лавку и направились к вратам… Едем дальше, по дороге делимся впечатлениями, обсуждаем разные темы, и вот подъезжаем к величественному Иверону.

IMAG1672 IMAG1683 IMAG1685

Иверский монастырь основан на исходе десятого века царственными иноками- св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их св. Георгием, происходившими из грузинской династии рода Багратионов. Благополучие Иверона было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона. На берегу моря, близ монастыря, обозначено место несколькими келиями и церковью Богоматери, где Ее икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом. Также там бьет источник со святой водой.

Многие обители напоминают настоящие крепости, стены которых видели набеги пиратов, турок и католиков. Если первые стремились ограбить Афон материально, то последние стремились его обеднить духовно, насадив католичество «огнем и мечем».

Входим в святые врата, в архондарике оставляем рюкзаки и идем на вечернюю службу, которая уже началась, как раз в храме, где находится главная святыня не только монастыря, но и всего Афона «Иверская» икона Богоматери. Сколько историй и преданий витает вокруг этого образа. Но вначале монахи провели нас в храм, где находятся мощи многих святых, всех и не перечислить. Вошли в храм, где шла вечерняя, встали в стасидии, о. настоятель нас спросил: «Руссико?» (русские), отвечаем: «Нэ»(да). Для греков россияне, украинцы и белорусы- русские. Мы не стали уточнять географию. Служба была недолгой, по завершении, которой все приложились к образу Пречистой «Иверская».

IVERON-10 IVERON-6

После вечерни идем на трапезу, первая трапеза на святой Горе, боишься что-то сделать не так или нарушить устои обители, монахи узнав, что мы с о.Сергием священники садят нас за один стол с братией, а наших друзей-мирян за соседний стол. Конечно, дорогой читатель тебе хочется узнать, что ж было на ужине, какие яства услаждали наше чрево, спешу огорчить, там не было соловьиных язычков под ананасовым соусом и черной икры, а так же кабанчика, которого монахи тайно зажарили, и хотели было съесть, но мы им помешали. Нет, всего этого не было, да и быть не могло, чтобы не представлял себе чей-то воспаленный ум. Подали лобио, оливки, сыр, возле каждого стоит графин с вином и графин с водой, но не спешите представлять себе пьяного монаха с красным носом. На востоке действительно есть культура употребления спиртных напитков, вино, как правило, еще разбавляют с водой. Чего только стоит испеченный в печке хлеб, или монастырский десерт, а монастырским оливкам вообще можно оду написать. Все калорийно и не обременительно для желудка. Подкрепившись, идем устраиваться на ночлег и попробуем отдохнуть перед ночной службой, которая начнётся в 02-00 и окончится около 8-30. Но, не тут-то было, устроившись по келиям, идем к ребятам и опять общаемся, делимся о себе, каждый рассказывает свою историю попадания на Агиос Орос. Затем идем с о.Сергием, чтобы немного вздремнуть перед службой. Проваливаешься в сон, и вот уже слышишь звук будильника, и монастырской колотушки, созывающей на богослужение. Мир спит, а монах бдит, и молится о мире и о спасении своей души. Умывшись, идем в храм, богослужение начинается полунощницей, которая совершается в притворе храма. Заходим, в храме полумрак, горят лампады, несколько свечей и монах, читающий чин полунощницы. Этот полумрак не пугает, но помогает сосредоточиться на молитве. Встав в стасидию, пытаешься вникнуть в слова молитвы, но пусть не все понятно т.к. монастырь греческий и богослужения на соответственном языке, Кирие элеисон (Господи помилуй), Агиос Офеос (Святый Боже…)… и другие знакомые слова молитв понятны. А между ними сосредотачиваешься на молитве Иисусовой (Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго), этот совет давал преподобный Амвросий старец Оптинский, когда ему жаловались, что бывает на богослужении непонятны слова молитв. Окончилась полунощница и вся братия из притвора переходит в центральную часть храма и начинается утреня. Борьба со сном штука нелегка, для непривычного к ночным бдениям организма. В мелочах раскрывается внутренний мир и культура человека, монахи наверно самые толерантные люди, если они видят, что брат немного уснул, то его никто не теребит, не грубит на весь храм, исключая случаи громкого храпа, мешающего общей молитве, тогда тебя тихонько разбудят и прервут твою внутреннюю «исихию». Завершилась утреняя и началась литургия в пределе храма, где хранятся мощи святых угодников. Литургия вообще пролетела на одном дыхании, после службы раздали антидор, и мы пошли в трапезную где был готов легкий завтрак из оливок, хлеба и чая, перекусив мы пошли в архондарик, где завершили свой завтрак кофем и фруктами с братьями-христианами из Америки. Дело в том, что в архондарике Иверской обители есть небольшая кухня, где каждый может приготовить себе кофе или чай, на столе стоят фрукты и орехи и тем самым, паломник имеет возможность подкрепить свои физические силы.

Затем, мы пошли немного вздремнуть. Проснувшись около восьми утра, мы начали собираться, т.к. согласно распорядку, в это время паломник, пришедший накануне в обитель, если не получил благословения на более долгий срок пребывания в монастыре, должен освободить келию и направляться дальше. Мы, поняв это только с открытием глаз, умылись, собрали вещи, и пошли искать наших спутников, но их не было. Странно…как мы умудрились разминуться? Пошли к пристани, возле которой по идеи должен был пройти бусик, довезти нас до Кариеса. О.Сергий пошел к источнику, а я остался с сумками возле остановки, подъехала маршрутка забрала всех оставшихся, а о.Сергия нет, и я остался один на лавочке. Погода солнечная, теплая осень, берег моря и котик, подсевший рядом со мной – благодать!

IMAG1688IMAG1687

На Афоне нужно понять, что ты здесь особо ничего не решаешь, а решает все промысел Божий и Пресвятая Дева- Игуменья Афона, а ты должен лишь быть послушником обстоятельств, т.к. просто так, во всяком случае на Афоне ничего не бывает. Быть послушником – это с одной стороны суметь довериться Богу, а с другой не забывать шевелить мозгами- рассуждать. Вот где искусство – отличить своеволие основанное на эгоизме и послушание воле Божией. Дождавшись о.Сергия мы решили ждать попутку, но как говориться «Прежде ищите Царства Божия, а все остальное приложится», и ждали мы от силы минут десять, когда подъехал монах  на рабочей машине и согласился подвезти нас до Кариеса. На ломаном английском, я начал рассказывать немного о нас, он же, к моему стыду, на прекрасном английском рассказал о себе. О том, что он после армии пришел и поселился на Афоне, и уже порядка двадцати с лишним лет подвизается здесь, знает пять иностранных языков, очень почитает преподобного Серафима Саровского, был в Дивеево, и после окунания в святых источниках исцелился от болезни ног. Вот такая вышла интересная встреча. В Кариесе мы прошли к центру и встретили наших ребят, которые обедали и пригласили нас к своей трапезе. Вот все и управилось, друзей нашли, познакомились с интересным монахом, и наслаждались прекрасной природой осеннего Афона. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *